четверг, 21 июля 2011 г.

БЕЗ СПОЙЛЕРОВ: МЕЛАНХОЛИЯ (2011)

MELANCHOLIA

Производство: Германия, Дания, Швеция, Франция
Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур и пара лошадей
Минут: 136

Меланхолия (2011)

Как старожил не припомню столь провального летнего киносезона - когда попкорн начинает казаться вкуснее происходящего на экране. Август уж на горизонте маячит, а добрые слова о летних блокбастерах на ум так и не приходят. В итоге приходится идти в театр на ленту Ларса фон Триера - а это свидетельство крайней степени зрительского отчаяния.

О чем "Меланхолия"? Да о том же, чем всегда самолюбовалось европейское кино: скучные люди скучно готовятся помирать.

Первые десять минут режиссер неторопливо тасует кадры столкновения Земли с планетой Меланхолия со стоп-кадрами актеров в гротескных позах. От чего создается впечатление, будто тебе крутят ремейк видеоклипа Soundgarden "Black Hole Sun".

Впоследствии обнаруживается, что кино разбито на два сюжетно, но не жанрово связанных куска. Не знаю что за напасть такая в европейском кино - в 1991 году Вендерс тоже снял фильм о конце света в двух разноплановых частях. Получилось столь скверно, что даже не хочется говорить как тот фильм назывался.*

Сначала ты увидишь свадьбу. Вообще более часа на большом экране показывать свадьбу - это провокация и удар ниже пояса. Все равно что младенца бейсбольной битой на экране мочить во всех подробностях. Свадьба само по себе события тягостное и отталкивающее, а на экране так и вовсе невыносимое - что неумышленно доказал еще Чимино в "Охотнике на оленей".

На триеровской свадьбе паршиво многим, но особенно корежит бедную невесту Кирстен Данст. Вообще если кто-то вдруг (ну мало ли!) видел первый фильм "догмы" "Торжество" Томаса Винтерберга, разглядывать новое полуторачасовое буржуазное застолье сочтет слегка излишней тратой времени. У Винтерберга было снято совершенно так же, только жестче и нагляднее.

Черт, в каждом абзаце вспоминается какой-то старый фильм, поганый из меня критик.

Признаю, что Триеру хватило талантов, чтобы снять всю эту чертову свадьбу так, чтоб зритель мог проникнуться и перетерпеть. Во второй части "Меланхолии" он переходит к показу своих потаенных мечтаний о конце света. Не буду здесь спойлерить и говорить - скончался кто там или спасся. Но в любом случае автору явно хотелось чтоб все вокруг померли - вдруг это помогает от депрессии. Собственно, это единственная мысль фильма. Надеюсь, режиссеру полегчало.

Вокруг люди активно внушают, что это самый легкий, доступный фильм Триера. Да, похоже так. Он подъемный даже для нетерпеливого зрителя с ладошками в попкорне. Скучен, конечно, как и все остальное у Ларса фона, но абсолютно не грузит. Кирстен Данст опять же старается - хандрит все время и лошадку может побить, когда требуется. Если бы еще каким-то нечеловеческим усилием воли можно было заставить себя переживать хоть кому-то из безобразно унылых персонажей, фильм тогда можно было и вовсе полюбить.

Вердикт: редкий случай, когда усилия практикующего кино-тролля выливаются во что-то пристойное и почти симпатичное

* - а звалось оно "Когда наступит конец света" (примечание для самых любознательных малышей).

Комментариев нет:

Отправить комментарий