понедельник, 8 августа 2011 г.

ЗАПИСКИ БРОДЯЧЕГО АУДИОФИЛА


Давно не находилось повода вновь обсудить тайные болезненные аспекты аудиофилии. Но вот повод появился, и сегодня мы поговорим даже не столько об усилителе Moon i-1 компании Sim Audio, сколько о ценообразовании в сферах hi-fi и hi-end в целом.

Пролог
Вот уже года полтора, как я нашел себе новую дурацкую  забаву – электрогитары и все с ними связанное (кроме наркотиков). Потому аудиофильские системы ушли на второй план.
Чтобы я не впадал в спячку, Стереоктулху (бог аудиофилии) дал мне легкого пинка. Аппарат C.E.C. (о нем писал два года назад) вел себя как любой заправский усилок класса А – раскалялся до термоядерных температур даже в состоянии простоя. Яичницу можно было жарить не только на нем, но и прямо на лету, в воздухе в радиусе десятка метров. Это, признаться, создавало кое-какие неудобства. Но главное – он сам не выдержал такого режима и в какой-то момент принялся шалить.
Пока решается вопрос с его починкой и реабилитацией, я не выдержал тишины в квартире и взял новый аппарат – Moon i-1.



1.
Сперва очень хотелось побаловаться и взять недорогой ламповый аппарат. Чисто забавы ради. Сейчас вся Москва, в частности, завалена китайскими ламповыми аппаратами Vincent (например, такой   и такой) и Rogue Audio.
Однако причастные к таинствам звука аудиофилы меня отговорили: дескать, лучше взять хороший транзисторный, чем плохой ламповый. Жаль, так хотелось их погонять, послушать.
За день объехал три аудиосалона, в итоге добрался до «Аудио Галереи» на Покровке, где мне настоятельно рекомендовали транзисторный Moon i-1.
Я сразу отказался - потому что он страшный. Более уродливый аппарат (тем более за такую цену) еще поискать надо! Но в процессе изучения ассортимента выяснилось, что он делает то, что я всегда хотел в первую очередь: забористо играет даже самый тяжелый рок.

2.
Тут сразу надо сделать важную аудиофильскую оговорку. В идеальном сферическом вакуумном мире hi-end усилитель не должен играть вообще ничего! Он – посредник между источником и акустикой, и его задача – быть невидимым. У источника может быть свой характер, у колонок – безусловно - тоже. Но вот усилитель обязан быть предельно нейтральным и не вносить в характер звука ничего своего. Если слушая систему ты не ощущаешь самого усилителя – значит это аппарат топовой категории.
Но это в идеальном мире. На практике даже шибко ценные усилители могут вносить столько отсебятины, что диву даешься.
Иногда это бывает полезным – например, когда нужно сбалансировать систему. Упомянутый выше однотактный C.E.C. давал поразительно изящный, ровный и тонкий звук, но благодаря этому я четко ощущал дефицит баса в системе.

3.
Существует популярная задача для начинающих аудиофилов: что лучше - купить самый дорогой аппарат бюджетного бренда, или ровно за те же самые деньги приобрести начальную модель топового производителя?
Однозначного решения нет, но в ценовой категории $2.500-3.000 за аппарат (не важно какой – усилитель, плеер или акустика) происходит важный психологический надлом. А именно переход из категории верхнего hi-fi в нижний hi-end.
И тут уже есть смысл присмотреть что-то самое недорогое из традиционно богатых марок. Если для наглядности приводить аналогию с гитарами, то там аналогичный барьер проходит в районе $1.000-$1.500, когда уже мало смысла покупать лучшие японские или мексиканские инструменты, т.к. за эти деньги можно приобрести недорогого американца.

4.
В плане цен в аудио-технике царит неописуемый бардак, который приумножает и без того нелегкий процесс подбора системы.
Начнем с того, что европейская «бутиковая» аудио-техника в Америке продается с полуторной-двойной наценкой. И обратное тоже верно – американский аппарат, приехав в Европу или Россию, дорожает почти в два раза.
Отсюда довольно абсурдная маркетинговая ситуация, когда, допустим, в  категории $3.000 конкурируют очень серьезные hi-end колонки датского или английского производства с американским продуктом, который на родине стоит дай бог $1.500, то есть еще из демократичной категории hi-fi.
Самое удивительное, что при этом и многие американцы покупают завозную  европейскую «бутиковую» технику по завышенным ценам, несмотря на колоссальный рынок местной аудио-техники.
Объяснить этот феномен очень сложно, фактически принятие решения упирается в целый комплекс факторов, имеющих немного общего с объективной реальностью.
Ведь оценка системы аудиофилом это, наверное, 30% самовнушения, 50% вкусовщины и лишь оставшиеся 20% - объективное качество аппарата.
И, наконец, окончательный хаос в картину вносит то, что два аналогичных аппарата одной марки различаются в цене в зависимости от места сборки – ценник китайского аппарата на прилавке показывает цифру в два (если не три) раза дешевле его близнеца, собранного в Британии, например.

5.
Вот если взять конкретно мой пример – усилитель Moon i-1, честно сделанный в Канаде, в тамошних североамериканских землях стоит около $1.600. Но в Европе и России – в районе $2.800, т.е. перескакивает в принципиально иную ценовую категорию начального hi-end.
С другой стороны сделанный в Китае «японский» C.E.C. AMP5300R тянул всего на $1.900, но при этом работал в классе A, был однотактовым, имел полностью симметричную схематику, балансное подключение, обладал благородным нейтральным характером, и при этом еще и выглядел симпатично. То есть формально это он - начальный hi-end, а вовсе не Moon.
В Moon i-1 ничего этого нет и в помине, это самый обычный традиционный, к тому же уродливый стереоусилитель. Если у него что и есть, то лишь марка, которая в мире интегральных усилителей имеет несопоставимо больший престиж (большинство их моделей, правда, стоят иные деньги – от $7.000 и выше).
Так зачем же я его взял?

6.
Moon дает драйв. Да, у него проблемы с вокалом (не всегда отчетливая локализация вокалиста и в придачу некоторая шершавость в голосах), у него предостаточно отсебятины. Но с акустикой Vandersteen он спелся лучше, чем все, что я перепробовал ранее.
При всем этом, он вовсе не мусорный, и не замыленный, как это часто бывает на аппаратах, заточенных под рок. Наоборот, крайне чутко относится к источнику и не теряет по пути ничего важного. Разве что только слегка акцентирует то, что ему кажется важнее. Потому с инструментальным джазом он тоже в закадычной дружбе. А вот для оперы я бы все-таки советовал что-то иного рода – типа того же C.E.C.
Обычно звучание заточенной под аудиофилов аппаратуры не нравится меломанам «с улицы». Мало кто понимает, зачем тратить гигантские деньги на аккуратный до тошноты звук, который к тому же настолько требователен к качеству исходника, что невозможно слушать 90% всех твоих записей.
С Moon i-1 я, кажется, нашел некий давно искомый компромисс – с ним можно получать удовольствие от достаточно спорных записей - он, минуточку, смог по-человечески воспроизвести альбом Metallica Ride the Ligntning”, который вообще не играет на нормальной аппаратуре.
И у него явно высокий запас качества – судя по тому, сколько мусора я расслушал через него из своего CD-плеера, значит усилок требует источника сильно выше классом.

Придется опять откладывать деньги на лечение аудиофилии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий